Меню сайта

button

Комментарии
Архивы
Рубрики новостей

СЛЫШИМ И ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУКИ

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Цель предлагаемых игровых упражнений – научить ребёнка слушать и слышать. Но сначала нужно выяснить, как ребёнок воспринимает и различает звуки. Предложите ему повторить слоги: са – ша, ша – са, ач – ащ, са – ца, ра – ла, ша – жа, сходные слова: Маша – Даша – каша, тень – день, день – пень, бак – лак – мак – так – рак, жук – лук – сук – тук, выбрать нужную картинку среди: жук – сук, бом – сом, мишка – миска. Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение у малыша фонематического слуха. Значит, надо начинать работать, предложите ребёнку поиграть в следующие игры.

Выдели слово. Предложите ребёнку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (шуба, кошка, мышь), и спрашивает у ребёнка, какой звук есть во всех этих словах.

Звуковые песенки. Взрослый предлагает ребёнку составить звуковые песенки типа АУ – дети кричат в лесу. Или ИА – кричит ослик. Или УА – плачет ребёнок. ОО – мы удивляемся и т.п. Сначала ребёнок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем второй.

Назови лишнее слово. Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:

  • Гора, гора, нора, гора.
  • Голос, колос, голос, голос.
  • Коса, коса, коза, коса.
  • Утёнок, утёнок, утёнок, котёнок.

Какой звук начинает слово? Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук, лучше – с ударением на первый гласный. Например: «аист», «осы», «утка», «эхо», «иней». Услышав слово и поймав мяч, ребёнок некоторое время будет думать, какой же звук первый. Пусть сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем чётко его произносит и вернёт вам мяч.

Что за звук спрятался в середине слова? Игра похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: «зал», «жук», «дом», «сыр», «мир» и т.д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как «лес», «лёд», «люк», где есть йотированный гласный.

Что за звук в конце слова? Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слова: «ведро», «нога», «столы», «каратэ» и т.д. Ударение опять падает на последний гласный звук.

Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят.  Слова могут быть такими: «мак», «стул», «крот», «танк», «дом» и т.д.

Договори словечко. Взрослый просит ребёнка подобрать слово в рифму:

  • Портфель я выронил из рук – такой большой на ветке…(жук)
  • Шёл по лесу шустрый мишка, на него свалилась…(шишка)
  • Как-то вечером две мышки унесли у Пети…(книжки)

Цепочка. От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы   каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука.

Игры для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после 3 лет. Хороший фонематический слух необходим ребёнку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребёнка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете малышу также в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

Чтобы развить фонематический слух у ребёнка, придётся потрудиться! Чем раньше вы начнёте, тем больше шансов, что в школе у него не будет проблем.

Учитель-логопед ПоповаТ.Б.

Комментарии запрещены.

Фотографии и видео

Фотографии и видео Конференция и конкурс чтецов

Просмотр видео (YouTube)

Скачать фото и видео (Яндекс.Диск) 

Версия для слабовидящих
История РФ
Памятные даты военной истории России
Общие сведения

Название:
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 45»

Адрес:
ЕАО, 679014 г.Биробиджан, ул. Пионерская, 48а (Перейти на Яндекс-карты)

Телефон:
8 (42622) 6-12-21

Svetlana_Nikolaevna

ФИО руководителя:
Чижеумова Светлана Николаевна


Связь с руководителем


График работы:
7:00-19:00

Прием по личным вопросам:
вторник- 08.30-10.00, четверг- 16.00-17.00

E-mail: sadik1976@bk.ru

Об учредителе

Наименование:
Мэрия города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области

Адрес:
679000 ЕАО г. Биробиджан, ул. Ленина, д. 29

Телефон:
8(42622) 6-91-92

Адрес интернет-страницы:
www.biradm.ru

Адрес электронной почты:
biradm@eao.ru

График работы:
понедельник - пятница, с 9.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00

Календарь
Декабрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031